Вот такого прекрасного лосося мы закоптили на мастер-классе Товарищества с Кулинарной Ответственностью, посвящённом шотландской кухне. При этом, как мы и обещали, не пострадал ни один пожарный. По просьбам трудящихся и примкнувших к ним, рассказываю подробности.
Итак, процесс копчения в домашних условиях недолгий, поэтому рыбу (особенно, если она крупная) лучше предварительно разделать на филе.
Укладываем филе кожей вниз на перевёрнутый противень. Присыпаем солью и сахаром (треть от количества соли), приправляем свежесмолотым чёрным перцем (по желанию), сбрызгиваем виски (обязательно) и оставляем минимум на 30 минут.
Зачем переворачивать противень, спросите вы. Во-первых, так дыму будет проще добраться до рыбы, а во-вторых, снимать готовую рыбу будет гораздо удобнее.
Тем временем, разогреваем духовой шкаф до 180°С в режиме конвекции. В середину устанавливаем пустой противень, в самый низ ещё один противень или решётку.
Кстати, с температурой такая история. Если рыба некрупная (а у нас было два здоровенных филе, занимающих весь противень) или рыба сама по себе достаточно сухая, например — скумбрия, или слишком нежная, например — голец, то лучше выставить температуру поменьше. 150-160°С будет вполне достаточно.
Далее, берём какую-нибудь огнеупорную форму с небольшими бортами и устилаем дно одним слоем фольги (так легче будет потом мыть). Щедро насыпаем специальную щепу для копчения. Подойдёт любая, кроме хвойных пород: ольховая, буковая, вишнёвая… По вашему вкусу. Я, лично, предпочитаю грушевую.
Так, щепу насыпали. Теперь ставим форму на плиту и хорошенько её прогреваем, пока нижний слой щепы не начнёт немного тлеть.
Зачем прогревать-подсушивать щепу, спросите вы. Во-первых, иначе она толком не загорится. Да-да, далее мы её будем поджигать. А во-вторых, при большой влажности древесины и малом доступе воздуха, дым получается с более высоким содержанием кислот, что существенно ухудшается аромат и вкус конечного продукта.
Как только щепа прогрелась, промакиваем рыбу бумажным полотенцем и ставим противень с ней на верхний уровень духовки, а щепу поджигаем, дожидаемся уверенного огня и ставим форму с ней на нижний уровень. Плотно закрываем духовой шкаф и пристально всматриваемся в её стеклянную дверцу. Как только огонь погаснет, а при включённой конвекции, это произойдёт достаточно быстро, ПОЛНОСТЬЮ ВЫКЛЮЧАЕМ духовку: и нагрев, и конвекцию.
Вот, как должна выглядеть, в итоге, вся эта нехитрая конструкция.
Зачем промакивать рыбу бумажным полотенцем, спросите вы. Во-первых, при копчении влажная поверхность окрашивается значительно слабее сухой и остается матовой, а во-вторых: на влажной поверхности легко оседают примеси дыма, ухудшающие товарный вид.
Вот и всё. Теперь набираемся терпения минут на 20-30. Периодически поглядываем (ни в коем случае, не открывая духовку), достаточно ли внутри дыма. Если дверца у вашего духового шкафа прилегает не слишком плотно, то велика вероятность, что на полпути дым улетучится. Ничего страшного. Достаньте щепу, нагрейте, подожгите, включите конвекцию (без нагрева), поставьте горящую щепу на нижний уровень духовки и закройте дверь. Огонь погас — выключите конвекцию. Всё. Третьего раза не потребуется. А, если заткнуть мокрым полотенцем щель над дверцей, то и без второго вполне можно обойтись.
В чём суть всех этих плясок с бубнами, спросите вы. Во-первых, благодаря противню, установленному в центре духовки, а также достаточно большому расстоянию от источника дыма до рыбы — весь ненужный угар: всякие дёгтеобразные продукты, зола, сажа и прочая шелуха до рыбы не доходит. А во-вторых, рыба готовится в щадящем режиме — при ниспадающей температуре.
Да и плясок то, на самом деле, никаких нету: всё достаточно просто — дольше писать, чем делать. И, безусловно, это стоит потраченных усилий — рыба получается гораздо лучше, чем в дешёвых коптильнях, которые обычно используют на дачах. Да и дача для этого не требуется. А духовка всегда с собой.
ЗЫ Про «фламбирование» щепы при помощи виски, использование в качестве ароматизатора хорошего табака и тому подобные вещи, я уже не буду вас утомлять. Фантазируйте! Тут, главное — принцип.